14 Февраля 2012
По телику. Сериал «Гримм» — лукоморья больше нет
У оперуполномоченного небольшого городка на севере Америки Ника Буркхардта (актер - Дэйв Гвинтоли) жизнь стремительно налаживается. Работа по сердцу, жена красавица и громадье планов на будущее. Но вот незадача - к тридцати годам стал он видеть все чаще в лицах задерживаемых звериный, а иногда и натуральный демонический оскал.
С «Детскими и семейными сказками» Якоба и Вильгельма Гримм я ознакомился повторно через много лет после прочтения советской адаптации. В новом издании, более точном и следующем духу оригинала, многие из добрых и светлых побасенок превратились в истории классиков зомби-угара американского кинопрома. Так, после прочтения сказки о детях мясника, решивших поиграть с мамой в «заколи свинью», заснул к пяти утра. История о гноме с холодными руками и большими зубами кого угодно заставит расчехлить пулемет и кинуть для верности в туалет пару дымовых шашек. На упреждение.
Каждая история таит простой житейский вывод, следующий из логики повествования - их трудолюбивые Брунхильды вышивали на столовых салфетках: «Не кради», «Доверяй интуиции, но проверяй фактами», «Не всякая красавица – Белоснежка» и т.д. Народная мудрость безвременна и не имеет национальности, хотя Якоб Гримм считал иначе и применительно к сериалу Гримм мнение себя оправдывает.

У оперуполномоченного небольшого городка на севере Америки Ника Буркхардта (актер - Дэйв Гвинтоли) жизнь стремительно налаживается. Работа по сердцу, жена красавица и громадье планов на будущее. Но вот незадача - к тридцати годам стал он видеть все чаще в лицах задерживаемых звериный, а иногда и натуральный демонический оскал. Со зрением проблем нет – бьет белку в глаз с тридцати шагов; на психологическое здоровье не жалуется и выпивает не больше 100 для поддержания здорового образа жизни.
Прояснить ситуацию и защитить дорого племянника от слета с катушек взялась оперативно приехавшая тетка. Почтенная библиотекарша больна раком, но колесит по дорогам США с трейлером, под завязку набитым арсеналом колющего и режущего пополам с алхимической снедью. Набор способен воодушевить на подвиги как солдата Lgion trangre, так и чернокнижника Алистера Кроули.

Оказывается племяш зрит в корень лукавой нечестии, скрывающейся под личиной простого американского обывателя. Оказывается сказка-быль и оборотни (человекоподобные лисы, волки, пчелы, барсуки) давно и прочно укоренились в ничего не подозревающем обществе. И жрут нас за обе щеки, боясь только визита к стоматологу и прихода Гримма с маузером. Кладбищенские упыри прекрасно себя чувствуют на нелегальном рынке торговли человеческими органами, медведи-обротни загоняют насмерть парочку влюбленных ради поклонения предкам, козлоногий сатир держит в подвале гостиницы пару-тройку одурманенных постоялиц.

В конце пилотного выпуска на бабку и Ника нападет существо с внушительной косой, в результате тетку укладывают на больничную койку, а пареньку предстоит совмещать работу копа и охотника на зарвавшуюся нечисть. Разруливать криминальную обстановку на вверенном участке помогают раскаявшийся волк-часовщик (Сайлас Уэйр Митчелл) и «мудрый» не по годам напарник (Расселл Хорнсби). Несмотря на то, что пилотный выпуск больше похож на любительское шоу «Черепашки-ниндзя и Бэтмен против Шредера», гляжу в оба глаза.
После внимательно просмотра десяти серий ответим на вопрос номер один: какое отношение ко всему вышесказанному имеют братья Гримм? Ровным счетом никакого. У немецкого дуэта сказочные существа и события - лишь фон для демонстрации торжества сермяжной житейской истины. Злодеи и добряки, красавицы и чудовища подготавливают малыша к взрослой жизни, а взрослому дают возможность вернуться в детство без помощника в виде старческого слабоумия. И, конечно, это замечательный повод лишний раз порадоваться за себя и окружающих, найдя среди сказочных сюжетов пример, подходящий к современным реалиям.

Так вот, ключевого вывода из произошедшего в каждой серии нет. У четырех режиссеров (четыре головы!!!) - Дарнелла Мартина, Дж. Кларка Мэтиса, Дэвида Соломона и Норберто Барбары - и тройки сценаристов родилось дитя без глаза. Все действо сводится к обнаружению преступника главным героем и одним из напарников (жанр выбран, к слову, грамотно - полицейская драма) с последующим устранением смутьяна. Дальше, как говорил Принц Датский, тишина…
Любителей закрученной интриги и мотивов, заставляющих жить заэкранной жизнью и сопереживать героям, очень сильно огорчу – и то, и другое осталось за бортом. Еще живы агенты Малдер и Скалли, неизменно радующие противостоянием неизведанному и друг другу. Еще свежо предание о мощном по исполнению, но снятом с показа «Детройте 1-8-7», где каждая новая тридцатиминутка - это раскрытие как участников действа, так и причин преступления. И, наконец, имеется под рукой живая классика и богатое прошлое похороненных сериалов за плечами каждого из режиссеров.

Проще говоря – сюжет как был в стадии завязки в первой серии, так из нее и не выбрался к концу сезона. Актуальный вопрос, заданный сценаристами себе и зрителю — «пути сосуществования двух чуждых друг дружке рас», остается без ответа. Современный социум предлагает монстрам взамен клыков и хвоста… гамбургер, сиречь превращение в средний класс с дальнейшей потерей самоидентичности. Был король Дроздобород – стал офисный клерк Джек.
Был медведь-людоед – стал адвокат. Но проблема-то остается – зверюга активно хочет жрать, таким образом, соответствуя многовековому укладу. «Предков можно чтить по-другому, не принося им в жертву людей!» – восклицает глава семейства Трех Медведей. «Как, дорогой??» – задается риторическим вопросом его жена, благословившая ребятню на загон влюбленной парочки, решившей погостить в доме, пока хозяева на морях. На правах рекламы: «За относительно недорогую цену любая нежить может приобрести толченые мужские яички для активного вечера за игрой в маджонг с лисой-оборотнем».

С совмещением правоохранительной функции и предназначением тоже не задалось. Начальство героя (Саша Ройз), глава полицейской управы города «П», верховодит местным упырским подпольем не хуже старика Кощея. В серии первой-второй чуть не отправляет на тот свет бабку Ника и главное действующие лицо руками местных ведьмочек. Спасает только вовремя подоспевший оборотень.
Далее в результате чудесной закадровой метаморфозы Вий местного разлива отрубает ухо непослушному мужику за номером два, отправленному за головой молодого копа. Мол, ты меня совсем не слышишь, бандерлог! С одной стороны понятно, почему не спросил разрешения у главы сказочного каганата и наточил косу втихаря. С другой, начальник - страшилище почище Жеводанского Зверя и при погонах, т.е. истребление охотника на охотников - его главнейшая задача.
Ник ловит монстров, пользуясь незамутненным суперзрением Гриммов. Монстры ловятся и остаются монстрами – выйдут на свободу и начнут людоедствовать вновь. Процесс поимки заключается в посещении вагончика, под завязку набитого охотничьим арсеналом и гримуарами с наставлениями предшественников. Все вроде логично – нужно прильнуть к мудрости предков и, сделав соответствующие выводы, взять правильный калибр. Но герой, прилежно прочитав главу, посвященную очередному клиенту, отправляется на дело с табельным и фонариком, наплевав на описания повадок и слабостей зверюги. Эти чертовы фонарики (даже днем) - вот главное оружие охотника на зубастую сказку!

Дабы не опростоволоситься окончательно, после первой серии классические сюжеты отправляются на свалку истории - в дальнейшем сценаристы приводят цитаты из первоисточника в заглавии каждой новой. Это собственно о крепкой дружбе адаптации с «Детскими и семейными сказками». Ребята не стесняются заимствовать куплеты из «Сверхъестественного», при этом теряя крохи обаяния последнего. Какая сверхзадача и задача каждой отдельной серии - о чем Вы, уважаемые? Тут не понять кто, зачем и почему, а вы ищите идейную подоплеку пожара в борделе.
Каюсь, я ни строчки не посвятил актерскому составу. Но по моим скромным наблюдениям всем присутствующим окромя волчары Сайласа Митчелла и «принеси-подай» детектива Регги Ли стоит выступать на утренниках, но не вещать с больших и малых экранов. Частично вина в «буратиности» лежит на могучих плечах сценаристов. Они пытаются доиграть там, где реплик не написали и что-то сказать от себя, но… добрые труженики пера забыли о сценах, иллюстрирующих прошлое героев. Так, о биографии и взглядах нашего бравого парня мы знаем в десятки раз меньше, чем о второстепенных персонажах. «Мотивируй меня, режиссер!» - требует робот Бендер, ворвавшись в студию «дешевого мыла». «Ты зол! Чертовски зол!» - кричит многомудрый очкарик.
Что же касается задумки в целом, то хочу напомнить благодарному читателю об интересном факте. В 2005 году на полки магазинов США отгрузили первую книгу из благополучно просуществовавшей до наших дней серии «Сёстры Гримм» (The Sisters Grimm) за авторством Майкла Бакли. Две девочки узнают от своей бабушки о том, что они потомки Якоба и Вильгельма, прибывшие в Америку на пару со сказочными эмигрантами и вынужденные поселиться в городке Феррипорт-Лэндинг. Многим зверюгам это не по нраву, и они организовали секретное общество «Алая Рука», в чью задачу входит баламутить воду и искать путь к бегству из провинции. Погодя злодеи похищают родителей малышни. Такая вот редукция, позвольте отклоняться.

Вердикт редакции:5.0


Вердикт читателей: 2.5
К.И