Народная мудрость и здравый смысл ч.1
01.03.2011
Мышление в истории культуры

Возрастание объема и усложнение чувственно-предметной деятельности, направленной на удовлетворение жизненных потребностей человека, оказали решающее влияние на развитие его мышления. Потребность описания в словесной форме достижений «практической» мудрости, выражавшихся в действиях, постепенно привела к отделению мыслительного акта от непосредственной сращенности его с физическим действием. Развитие новой формы мышления, выраженной в слове, составило основу «народной мудрости», воплощенной в различных видах устного народного творчества.
На ранних этапах истории человечества мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в качестве «дара» наделяли ею отдельных людей. Некоторые боги сами выступали как олицетворение мудрости. У древних греков это была Афина Паллада, богиня мудрости, покровительница наук. Считалось, что люди, которых коснулась «искра божья», прежде всего отличаются способностью судить о неведомом, скрытом, непонятном в прошлом и настоящем, предрекать ход событий, «направляемых» самими богами. Мудрыми признавались те, кто знал мифы и предания, повествующие о далеких временах, об ошибках и заблуждениях, приводивших людей к гибели. Таким образом, в родовой памяти племени обобщался в мифологической форме социальный опыт, предостерегавший людей от повторения ошибок. Но особенно почитался тот, кто по каким-либо признакам (по полету птиц, по крику совы — вестницы богини Афины и т. д.) мог предсказать ход событий, открыть занавес перед будущим. Это были прорицатели, оракулы, своеобразные духовные наместники богов и посредники между богами и людьми.
С разрушением устоев первобытного строя мифология, как основной способ мышления и идеология патриархально-родового общества, потеряла свою основу и понятие «мудрость» было переосмыслено в контексте новой социальной реальности. Мудрость стала пониматься как умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения их с миром богов и «божьих дел».
Почетное звание «мудреца» получают уже не певцы, рапсоды, сказители и не богослужители — жрецы и прорицатели, а люди, обладающие практической сметкой и политической прозорливостью. История сохранила для нас имена первых «семи мудрецов» Древней Греции, живших на рубеже VII—VI вв. до н. э. Большинство из них являлись крупными политическими деятелями своего времени и прославились как мудрые устроители и законодатели общественной жизни: Клеобул, Хилон, Солон, Периандр, Питтак, Биант, Фа-лес. Мудрыми они прослыли прежде всего за свои изречения: «Мера важнее всего», «Познай самого себя», «Старайся быть спокойным» и т. д. Эти афоризмы, которые теперь могут показаться тривиальными выражениями житейской мудрости, фиксировали основные моменты отношения человека к самому себе и к окружающим и свидетельствовали о переломе в сознании людей того времени.