“Проще сломать, чем сделать” – кажется так звучит народная мудрость. Хотя, конечно, само понятие “народная мудрость” утопично. На самом деле это всегда мудрость одного человека, присвоенная народом из-за того, что он [народ] постоянно на ней обжигается.
Так или иначе, деструктивные тенденции все чаще проявляются в современном дизайне в форме “изысканного уродства”, одним из самых ярких представителей которого является жанр detouching (или ретушь наоборот, от англ. “retouching”).
Со стороны может показаться, что это обычное искусство, только в непривычной форме, несущее в себе идею протеста против гламурных, однообразно заретушированных физиономий на обложках журналов.
Но сегодня ирония начинает устаревать, и все чаще возникают мысли – “а не пытается ли мастер скрыть отсутствие таланта, прибегая к методу умышленного разрушения?”.
И здесь речь идет не только о ретуши наоборот, по сути обычному баловству над портретами знаменитостей. В группе риска – умышленные графические небрежности в веб-дизайне и графике, гротескный минимализм (примитивизм) и прочие широко распространенные дизайнерские приемы.
Я помню одну работу на 3d-конкурсе от Render.ru, которая заняла призовое место, хотя это и вызвало морю критики и протеста. Это была модель головы монстра, чем-то похожая на человеческую. При этом попытки точного воспроизведения анатомии человека остались незамеченными.
Многих начинающих (реже опытных) дизайнеров такие настроения отвлекают от техники и реализма и толкают в “мир идей”, где уже лежит лопата, скотч и гранитная плита с годами жизни их растущего таланта.
Конечно, голое ремесло не сделает из обезьяны дизайнера, но не стоит сильно увлекаться идеями в чистом виде, иначе вы сами даете шанс “креативу” толкнуть талант в яму…
Надеюсь, я ошибаюсь, и техника играет предпоследнюю роль в дизайне, но я все же попрошу вас не идти на поводу у постмодернизма, чтобы не получить разрушенную красоту: