Февраль 23rd, 2012 Опубликовано в рубрике
Фев, 23 2012
Перевод с английского сделан с небольшими сокращениями. Оригинал статьи: http://www.kungfumagazine.com/ezine/article.php?article=873
Симон Мак Неил
Что такоу литература Уся?
Независимо от кинематографических предпочтений, большинство занимающихся боевыми искусствами знакомо по крайней мере с фильмами о кунг-фу. Честолюбивый жанр, с его стандартными интригами, последовательным развитием сюжета, является неотъемлемой частью культуры боевых искусств. Меньше людей знают о романе Уся. Это грустно, поскольку роман Уся — оказал не менее существенное влияние на фильмы по кунг-фу, чем часто упоминаемая Китайская Опера.
Уся — относительно современный жанр литературы; конечно, он берет начало в почтенной традиции китайского исторического романа, но важно различать эти два жанра.
Четыре направления китайской беллетристики оказывали длительное влияние. Каждое из них способствовало формированию Уся, в то время как недостающие компоненты родились уже внутри самого современного жанра.
Своим основным фундаментальным компонентам жанр Уся обязан романам «Сан Го Янь И» (San Guo Yan Yi) и «Шуй Ху Чжуань» (Shui Hu Zhuan) (известные на Западе соответственно как «Троецарствие» и «Речные заводи»). Эти романы внесли большинство элементов, используемых авторами Уся для создания базовой структуры литературы Уся, преимущественно Цзянху (Jianghu) и Улинь (Wulin). Однако, он так же и в долгу у «Си Ю Цзи» (Xi You Ji) («Путешествие на Запад») и «Хун Лоу Мэнь» (Hong Lou Men) («Мечты в красном особняке») — других двух представителей китайской исторической беллетристики, несмотря на менее выраженный воинский акцент в этих произведениях.
Мы видим, что роман Уся начинает развиваться из этих более ранних исторических романов во второй половине династии Цин. Ярким примером является произведение Ши Юйкуня (Shi Yukun) «Сан Ся У И» (San Xia Wu Yi) («Трое храбрых, пятеро справедливых»), книга, дополненная в дальнейшем другими авторами, в современной форме называемая «Ци Ся У И» (Qi Xia Wu Yi) («Семь храбрых, пятеро справедливых»).
Этот роман основан на народных историях о Бао Чжэне (Bao Zheng), или судье Бао, судье потрясающего интеллекта и незыблемого морального облика. История «Семь храбрых, пятеро справедливых» является по сути сборником детективных романов. действие которых происходит в империи, где коррупция все более укореняется в бюрократическом аппарате. Поддерживаемый немногочисленной группой специалистов боевых искусств, блестящий судья Бао стремится очистить империю от коррумпированных чиновников и укрепить торжество закона и (в значительной степени конфуцианскую) этику.
Старинная иллюстрация из романа «Речные заводи»
Эти идеи, позже нашли себе место в жанре Уся. Однако, только работы авторов двадцатого века, таких как Гу Лун (Gu Long) и Цзинь Юн (Jin Yong), окончательно оформили этот жанр. В их работах, и работах их современников, были объединены элементы четырех направлений китайской классики, народные истории и ранних романов Ся (таких как » Трое храбрых, пятеро справедливых») в тщательно разработанную структуру рассказа, создав известный и уникальный восточноазиатский жанр Уся.
Теперь, обрисовав в общих чертах развитие жанра Уся, обратим наше внимание к структуре и особенностям жанра, поскольку это того стоит. Для примера, я буду приводить цитаты из одной из самых моих любимых книг, «Шэн Дяо Ся Лу» (Sheng Diao Xia Lu) («Возвращение героев Кондора»), написанной возможно самым известным автором жанра Уся, Цзинем Юнем.
«Возвращение героев Кондора» — второй роман Трилогии Кондора. Эти три книги являются хроникой семей в пределах Цзянху (Jianghu), от падения династии Сун, через династию Юань, и вплоть до основания династии Мин. В частности, книга сосредотачивается на описании последней неудачной попытки защиты города Сяньян сторонниками Сун от армий хана Кублая, используя это в качестве фона, на котором показывается история жизни и рассматриваются основные вопросы морали конфуцианства. Сюжет, содержание, структура и характеры, используемые в романе, делают его наиболее показательным романом Уся и прекрасным примером для исследования жанра в целом.
Оформление литературы Уся
Жанр Уся диктует свои особенности. Многие его элементы свойственны также историческому жанру и жанру фэнтези романов. Однако, было бы неправильно называть романы Уся историческими; хотя он использует фоном некоторые исторические события (так, как в случае рассматриваемого нами примера), он не должен в точности их воспроизводить (в качестве такого примера можно привести другой роман Цзиня Юня «Смеющийся в реках и озерах»), и используемые исторические события, просто создают соответствующий фон, чтобы герои и события, описываемые в произведении, выглядели правдоподобно.
Так же было бы неправильно характеризовать романы Уся как фэнтези. Хотя сверхъестественное конечно занимает свое место в этих романах (не обязательно в форме фантастических и нереальных боевых искусств, но и в виде фантастических существ, таких как гигантский кондор, который обучает и помогает Яну Го (Yang Guo) в «Возвращении героев Кондора»), они зачастую намного меньше выражены, чем в чем в романах-фэнтези западного мира. Эти истории могут содержать мистические элементы, но авторы жанра идут на многое, чтобы напомнить нам, что они основываются на нашем мире и его законах, пусть и не во всем реальном, но заслуживающем доверия.
Есть две обязательных составляющих в жанре Уся. Это — Цзянху и Улинь. Вообще говоря, Цзянху — это описание мира, в котором происходят истории Уся, а Улинь — культура, в которой действуют основные персонажи историй Уся.
Цзянху
Слово Цзянху буквально означает «реки и озера», но нельзя понимать это буквально. В зависимости от контекста, у термина Цзянху может быть много разных значений. В контексте литературы Уся, Цзянху соотносится с миром противоречий и борьбы, где разделительная линия между другом и противником, верностью и предательством, жизнью и смертью — подобна тонкому лезвию бритвы. Так как этот жанр рожден в Китае, то и его события разворачиваются как правило в пределах этой страны.
Цзянху, как элемент места развития событий, развивался в основном из двух из четырех классических романов, которые мы раньше упоминали. «Троецарствие» и «Речные заводи» представляют нам мир, в котором общественный строй разрушается коррупцией, правительство бедно, проходят войны и смены правящих династий.
В это смутное время, простой народ подвергается притеснениям со стороны мелких тиранов, которые силой оружия и угрозой наказаний вымогают у него последнее. Множество острых противоречий проявляются во всех слоях общества.
В «Возвращении героев Кондора», один из таких острейших конфликтов выражен в лице хана Кублая, его армия монголов угнетает китайский народ и пытается занять стратегически важный город Сяньян.
В интермедии, Гунсунь Чжи (Gongsun Zhi) не командует огромной армией хана Кублая; и хотя его мелкие интриги возможно не угрожают целостности страны, но тирания, которую он чинит внутри своей семьи, взятки, которые ему дают управляемые им чиновники, — предстают не менее одиозными для этого более мелкого масштаба.
Монгольский завоеватель, Чингисхан, и его потомки играют ключевую роль в Трилогии Кондора как союзники и как враги главных героев.
В качестве третьего примера таких антогонизмов, рассмотрим такого героя произведения как Ли Мочоу (Li Mochou). Ли Мочоу не использует свой коварный ум и силу для захвата власти или командования. Этот нигилистический бандит и убийца скитается по миру, стремясь по видимому к тому, чтобы сделать такими же несчастными как он сам всех, с кем он сталкивается. Часто он исчезает из повествования, когда терпит очередную неудачу, но появляется снова в самый неподходящий момент, как плохой сорняк.
Население, угнетаемое таким количеством злодеев, часто воспринимает положительных героев как злодеев. А у самих главных героев Цзянху часто сочетаются прямо противоположные качества.
Сложность в разделении героев и злодеев часто зависит от их лояльности. Ян Кан (Yang Kang), отец Яна Гуо, является главным отрицательным персонажем в первом романе трилогии, не смотря на то, что является названным братом главного героя, Гуо Цзина. Ян Кан предстает умным, но предателем. Однако, несколько слабоумный Гуо Цзин, к нему исключительно лоялен. В свою очередь, сын Яна Кана, Ян Гуо — героический персонаж, и не смотря на некоторые конфликты и противоречия, которые он имел с другими героями в начале, он в конечном счете достигает с ними согласия.
Многие герои историй Уся, по сути своей — бродяги. Хотя некоторые из них возможно благородного происхождения, многие сироты, обделенные в наследовании, богатстве и собственности. Эти герои часто свергают влиятельных политических фигур с помощью силы (которая представляется выражением их высоких личностных качеств) и пользуясь поддержкой в народе, который видит в них своих освободителей. Вместе, герои и злодеи, населяющие Цзянху, формируют второе фундаментальное понятие Уся: Улинь.
Улинь
Улинь, как мы писали ранее, название, обозначающее череду героев и злодеев в пределах Цзянху. Определенные структурные элементы присущи практически всем романам Уся, и они служат для того, чтобы выделить этот жанр от других.
Улинь — свободное общество занимающихся боевыми искусствами. Эти воины обычно не состоят на службе у правительства и не являются солдатами, иногда, они могут выступать в роли разбойников или мятежников. Даже когда представитель Улиня поднимается на защиту своей страны, он редко действует от лица власти. Император неоднократно отклоняет обращения Гуо Цзиня (не явно, но косвенно это становится понятно в произведении), когда ищет поддержки в снятии осады с Саньяна.
Герои Улиня постоянно стоят перед выбором между тремя видами преданности. Выбор между преданностью и путем главного героя составляет основу интриги сюжета Уся (как герои разрешают эти противоречия). Эти три вида преданности — верность своей фракции, семейная верность и романтическая верность. Редко когда эти противоречия достигают такой напряженности, как в «Возвращении героев Кондора».
Монастырь Шаолинь, так же можно смело считать неотъемлемой частью Улиня
Фракционная политика играет важную роль в большинстве историй Уся. Улинь постоянно разделен на несколько противоборствующих группировок. В трилогии Кондора, он разделен между «пятью божественными» (пять мастеров боевых искусств исключительного умения), их учениками и их соперниками. Это разделение усиливает конфликты, которые отвлекают Улинь от их главной задачи — сопротивления джурченам. Даже после того, как угроза джурчен отражена, сменившись угрозой со стороны монгол (как легко политическая расстановка сил делает из союзников врагов), конкуренция между фракциями продолжается, и переходит от стареющего поколения «божественной пятерки» к молодому поколению Гуо Цзина в «Возвращении героев Кондора».
Конфликт между школой Цюаньжэнь (Quanzhen) и школой Древней Гробницы имеет истоком действия Яна Гуо или Сяолуна (Xiaolongnu), не больше чем поступки Чжао Чжицзина (Zhao Zhijing) и Иня Чжипина; и конечно происходит из вражды, длящейся уже три поколения.
В историях Цзина Юна, изначальные причины этого конфликта представляются очень незначительными. Удивительно, как высокие воинские идеалы Улиня, часто оказываются подвержены влиянию таких незначительных причин. Чжао Цзин идет на предательство в основном из-за того, что Ян Гуо оставил его в должности преподавателя. Ян Гуо, в свою очередь, поступает так потому что считает, что навыки этого человека ниже умений его дяди (Гуо Цзина), и его крестного отца, отвратительного Оуяна Фэна (Ouyang Feng).
У школы Древней Гробницы, малочисленной группы практиков боевых искусств, располагающейся территориально недалеко от школы Цюаньжэнь, есть правило, требующее быть враждебным к Цюаньжэнь, — Ян Гуо с готовностью ему следует, несмотря на то, что зачинатели этой вражды умерли задолго до его рождения. Как в дальнейшем было показано, эти две группы стали соперниками из-за конфликта по причине неудавшихся романтических отношений двух их членов в далеком прошлом, и что каждая школа является нецелостной без другой; природа этого соперничества показана во всей мелочности изначальных причин вражды, и в конечном счете разрешается объединением искусства двух школ через дружбу, которая устанавливается между Яном Гуо и Сяолуном с одной стороны, и Чжоу Ботуном (Zhou Botong) (школа Цюаньжэнь) с другой стороны.
В конфликт фракционный верности вплетается романтическая верность. Мы уже намекнули на это, говоря о романтических первопричинах вражды в Цзянху в «Возвращении героев Кондора». Это показывается далее в романе через отношения между Яном Гуо и Сяолунгом. Эти двое молодых людей примерно одного возраста и быстро достигают примерно равного уровня воинского искусства; однако большая часть романа проходит в их противоборстве, причиной которой являются романтические отношения.
Хотя конфликты. которые возникают из этих отношений, являются для Яна Гуо прежде всего семейными, тоже самое верно и для Сяолунга, хотя у него нет семьи. Сяолунг сталкивается с яростью ее воинской сестры, Ли Мочоу, которая шокирована ее решением взять Яна Гуо как ученика, и дальнейшим воинским и романтическим отношениям, которые между ними устанавливаются.
Конфликты семейной верности часто обеспечивают большинство элементов повествования, которые потом развиваются. Ян Кан и Гуо Цзин связаны отношениями между их семьями, которые возникли еще до их рождения. Взаимные обязательства их семей толкают этих двух, несходных между собой мужчин, на совместный путь, который достигает высшего накала противоречий, так как Ян Кан вынужден выбирать между приемной семьей. которая его воспитала, и обязательствами семейных связей, которые привязывают его к его родине. Его отказ разрешить это противоречие и решение примкнуть к принцу джурдженей, который принял его мать, — возводит его в статус врага и ускоряет его падение.
В кульминации этого конфликта, Ян Гуо узнает, как он стал сиротой, у которого никогда не было шанса встретить его отца. Гуо Цзин, который воспитывал Яо Гуо до вступление его в школу Цюаньжэнь, умалчивает о подлости Яна Кана. В результате, Ян Гуо давно мучается мыслями о том, что его отец отказался от него, что еще усугубляется различными несчастьями. которые происходят в его молодости. Когда Ян Гуо в конце концов обнаруживает доказательства того, что Гуо Цзин и его жена Хуан Жун, возможно, были ответственны за смерть его отца, узы семейной верности оказываются пошатнувшимися, и он должен выбирать между единственной семьей, которую он когда-либо имел и отцом, который произвел его на свет.
Твердая приверженность конфуцианской этике, еще больше осложняет ситуацию для Яна Гуо, когда он приводит в дом совей семьи свою подругу. Конфуцианская этика запрещает превращение отношений учителя и ученика в романтические, Гуо Цзин и Хуан Жун (его жена) идут на все, чтобы разрушить расцветающий роман между Яо Гуном и Сяолун.
Это фактически единственный пункт, по которому «Возвращение героев Кондора» выпадает из канонов жанра. В то время, как является действительно верным то, что конфуцианская этика и мораль играют важную роль в большинстве романов Уся, — намного более редким является случай, когда роман фактически бросает им вызов. Эта особенность усиливает двусмысленность отношений между друзьями и противниками в мире Улинь, ясно показывая, что даже такой герой как Хуан Жун имеет точки соприкосновения с таким злодеем как Ли Мочоу, поскольку выражает такие же чувства о неуместности отношений между Яном Гуо и его учителем.
Эта напряженность отношений и привязанностей в Улине, создает такой накал сюжета, какого не найти в других жанрах беллетристики. Никто и помыслить не может, что Арагорн может сесть рядом с назгулом и беседовать. И все же, именно это происходит в пределах Улиня, который является относительно немногочисленным сообществом, в котором все знают о репутации и социальных отношениях друг друга.
Близкая природа групп и семей внутри Улиня — отличительная особенность жанра Уся. В Трилогии Кондора, Цзин Юн показывает возможность разрешения этих противоречий, в истории «Небесный Меч и Сабля Дракона» (Yi Tian To Long Ji); конфликты, возникающие в первых двух книгах, исчезают. Однако, циник отметит, что хотя старые противоречия и исчезают, — появляются новые. Умный автор позволяет этим конфликтам перетечь в «Xiao Ao Jianghu», которая хотя и не входит в цикл, но продолжает ту же саму вымышленную историю, что изложена в Трилогии Кондора.
Интрига в Уся
Цзиню Юню свойственен стиль повествования, который придает интригу всем его произведениям. Эта структура развития событий имеет прообразы в китайской исторической беллетристике, и так же, в большей или меньшей степени, присутствует в работах большинства других современных авторов Уся.
Первая глава является вводной частью, в которой описывается время, место и действующие персонажи, которые возможно и не появятся в следующих главах. Происходит трагическое событие (часто в жизни только что описанных героев), которое придает развитие остальным события, которые достигают кульминации в основной части произведения.
Этот же принцип построения действует в Трилогии Кондора. Первая глава «Легенды о героях Кондора» рассказывает о родителях Гуо Цзина и Яна Кана, которые умирают или исчезают, придавая развитие событиям, которые обуславливают дальнейшую жизнь молодых людей.
Наш главный пример не является исключением. На страницах введения книги рассказывается, как Ли Мочоу приходит в дом человека, который когда-то отверг ее, ища мести. Находя своего возлюбленного и его жену уже мертвыми, она просто решает убить всех остальных в доме. Это злодеяние, в конечном счете, не так важно для окончания истории (так как Ли Мочоу выходит из романа за годы до окончания его действия), но служит двум целям. Во-первых, представляются две новые фракции, которые отсутствуют в предыдущих книгах, и во-вторых, это доносит мысль о том. что нет никакой начальной точки для событий Цзянху.
Нужно подходить к роману Уся с пониманием того, что история уже происходит. Авторы понимают, что сама историческая составляющая не особо богатая, и пытаются часто показать такие новые начала мини историй, как компенсация за то, что многие из них быстро заканчиваются.
Использование приема возвращения в первых двух книгах Трилогии Кондора, служит донесению идеи, что эта история не имеет начала и конца. Даже после того, как герои побеждают своих противников, и собираются «жить долго и счастливо», — это «долго и счастливо» для них быстро заканчивается. Спустя десять коротких лет, Гуо Цзин и Хуан Жун (основные главные герои первой книги) возвращаются в действие романа, как вторичные персонажи, когда решают отослать осиротевшего сына Яна Кана в школу.
Поскольку авторы романов Уся открыто признают, что не могут отразить весь ход истории, они концентрируются на описании определенной линии развития события, описывая жизнь героев с детства до взрослой жизни.
В некоторых случаях эта прогрессия является символической, а не буквальной. Линху Чон (Linghu Chong), главный герой «Xiao Ao Jianghu», сразу показывается взрослым, и события, описываемые в книге, охватываю временной промежуток лишь в несколько лет. В конце истории, Линху Чон не значительно старше, чем он был в начале. Однако мы видим, что в истории показан переход, от ребяческих проблем и развлечений, к намного более серьезным событиям взрослой жизни, и его верность не раз используется жестоким сюзереном. Происходит быстрое созревание характера, словно бы он прошел путь от десятилетнего мальчика до сорокалетнего мужчины.
В «Возвращении героев Кондора», этот переход от детства до взрослой жизни гораздо более плавный и протяженный по времени. Когда мы знакомимся с Яном Гуо на первых страницах романа, он еще ребенок. В конце трилогии — он закаленный в сражениях и много повидавший мужчина средних лет. Проходят десятилетия, прежде чем непослушный ребенок становится героем, образцом преданности, сострадания и прощения.
Использование боевых искусств укрепляет эту трансформацию.
Кунг-фу в литературе Уся
Было бы невозможно говорить о литературе Уся, не говоря о кунг-фу. На самом деле, мы уже говорили и показывали на примерах о отношениях учителя/ученика, межфракционном соперничестве, которое способствует накалу напряжения в книгах жанра, и даже просто, о названии жанра и общности характеров в его историях (иероглиф «У» в Уся и Улине — тот же самый, что в слове «ушу»). Боевые искусства — обязательная составная часть всех историй Уся, которая обеспечивает понимание метафизики жанра и является одной из составляющих развития характеров героев.
Боевые искусства являются фундаментальной частью романов Уся. Да и персонажи, действующие в этом жанре, являются в основном людьми, практикующими боевые искусства. Кулачное искусство — основное ремесло главных героев, и часто является причиной конфликтов и столкновений. Некоторые яркие персонажи (такие как Оуян Фэн (Ouyang Feng)) становятся настолько одержимыми идеей достижения большего мастерства в боевом искусстве, что не останавливаются ни перед чем, чтобы улучшить свое мастерство.
Эта генеральная идея боевых искусств, является принятой для жанра Уся: истина доказывается посредством поединка. В «Возвращении героев Кондора», Хуан Жун отстаивает место главы Гильдии Нищих в поединке, так как считается, что оно может быть занято только таким образом. По тому, как многие неудачные претенденты выступают за право сражаться за это место, мы видим, какую важную роль занимает мастерство в боевых искусствах у людей.
В этом состязании участвуют люди, заинтересованные не столько в том, чтобы стать главой гильдии, сколько просто желающие померяться своими силами и мастерством. В результате, победу одерживает человек, не обладающий нужными качествами лидера, но являющийся лучшим бойцом. Позднее, это приносит свои последствия, и Гильдия Нищих будет вынуждена избирать нового главу и снова повторять безумный процесс этого состязания.
Гильдия Нищих является не единственной фракцией, организованной по принципам боевых искусств. Школа Цюаньжэнь (наряду с такими оплотами Уся, как Удан и Шаолинь, которые не играют важной роли в рассматриваемом нами романе) в действительности, — религиозное объединение, в котором боевые искусства играют роль второй скрипки в идее духовного совершенствования. Но в мире Уся это часто перевернуто с ног на голову, и тот факт, что Цюаньжэнь, «школа меча», ведет истоки в даосском учении, — является просто оформлением и подтверждением воинского искусства школы. В романах о монастыре Шаолинь, мы видим, что имеет место тот же самый процесс. Таким образом, при упоминании о Шаолине, — большинство людей на Западе вспоминают сначала о кунг-фу и лишь потом о буддизме.
Конечно, боевые искусства жанра Уся, — не приземленные единоборства нашего современного мира. Мы видим в них внедрения из китайской народной медицины, метафизики, народных историй о сверхъестественных существах, таких как Царь Обезьян, или полумифических героев, таких как Гуанью и Чжан Фэй.
Некоторые умения боевых искусств Уся недоступны тем из нас, кто практикует боевые искусства сейчас, в реальном мире. Одна из таких техник — фаворит фильмов о кунг-фу — называется цзингун (умение легкости). И хотя владеющие цзингуном не могут летать, но это очень близко. Эксперт цзингуна, способный пробежать десятки шагов по воздуху, касаясь макушек трав, или даже по поверхности воды, — является основой романа Уся. Кроме таких подвигов, эти мастера так же способны очень быстро перемещаться на огромные расстояния. Даже если герой не владеет цзингуном в начале книги, то можно ожидать, что он получит обучение этому умению ближе к финалу.
Немного людей, которые могут сказать, что обладают умением, близким к цзингуну. Однако есть те, кто разбирается в точечном массаже и нэйгуне, являющихся частью боевых искусств, которые так же были замечены в литературе Уся и ее предшественниках.
Удары по точкам изменяют течение энергии в теле противника. Это может повредить его «внутренней силе», может парализовать и даже убить. Похоже, что у каждого бойца в мире романов Уся есть такие умения.
Нэйгун — семья «внутренних боевых искусств». И, хотя бойцы в историях Уся могут достигнуть мастерства и без применения методов нэйгуна, лучшие из них, глубоко разбираются в них. В «Возвращении героев Кондора», вершины нэйгуна представлены в школе Цюаньжэнь и Девяти Наставлениях Иня (Nine Yin Manual). Ради краткости мы сконцентрируемся на одном из этих двух боевых искусств, — Девяти Наставлениях Иня. Эти Наставления, украденные у Хуаня Яоши в предыдущем романе, являются заветной целью для многих занимающихся боевыми искусствами в нашей истории.
Ян Гуо и Сяолун находят фрагмент Наставлений и Ян Гуо успешно занимается по нему, этой части не доставало в версии Наставлений, которая была у Оуяна Фэна. Оуян Фэн повредился рассудком, занимаясь по неполной версии Наставлений, и так был поглощен стремлением завладеть им целиком, что оставлял другие дела без внимания. Фрагменты Наставлений находятся в руках и у других специалистов боевых искусств в книге, включая Гуо Цзина, его дочь Гуо Сян, и дочери Яна Гуо и Сяолун, которая появляется в третьем романе трилогии и известна как девочка в желтом платье.
Овладение боевым искусством, являются ли это сверхъестественными умениями или просто навыками фехтования, кулачного боя и борьбы, — является главной мотивацией героев и их противников в историях Уся. Однако, боевые искусства в пределах жанра играют больше символическую роль, объединяясь с интригами и другими событиями, чтобы придать им еще большую динамику и остроту.
Истории Уся, на самом своем фундаментальном уровне, посвящены развитию человека, от детства до взрослой жизни. Владение главного героя боевыми искусствами и его положение в мире Улинь, служат метафорой этого развития. В «Xiao Ao Jianghu,» Линху Чон (без ложной скромности) на первых страницах утверждает, что он восемьдесят девятый сильнейший боец в мире Улинь. Хотя мы можем сомневаться в правдивости его утверждения, оно говорит о нем как полноправном члене мире воинских искусств, хоть и далекого от вершины.
Мы видим и более яркий пример в образе нашего Яна Гуо. Ян Гуо, когда мы встречаемся с ним в первый раз, знает лишь несколько приемов боевых искусств, которые ему преподала его мать. Но их недостаточно, чтобы отвести от него угрозы. Хуан Жун первая, кто помогает Яну Гуо в дальнейшем изучении боевых искусств, она учит его в промежутке от момента, когда он приехал на Остров Цветущих Персиков и моментом, когда тот вступил в школу Цюаньжэнь. В течении этого краткого времени она сделала немного, чтобы улучшить его умения в боевых искусствах, так как боялась, что он станет подобен своему отцу. Ян Гуо продолжает и дальше изучать самые разные боевые искусства, в том числе такие как древние боевые искусства школы Гробницы и таинственное искусство из Dugu Qiubai. К концу повествования, он в состоянии в одиночку победить Цзиньлуня Давана, подвиг на который не способны даже Хуан Яоши и Чжоу Ботун.
Литература Уся и кино
В некотором смысле, литература Уся было плохо адаптирована кинематографом. Многие фильмы сводят романы к простой последовательности поединков и монтажу. Как мы показали в этой статье, литература Уся — гораздо большее, чем просто набор сражений и заговоров. Уся — сложный жанр литературы, стоящий на стыки фэнтези и исторической литературы, и имеет собственные уникальные черты, которые сделали его одним из самых популярных видов литературы в Восточной Азии.
Любому любителю боевых искусств, увлекающимися фильмами по боевым искусствам, можно посоветовать почитать истории Уся. Переводы многих из них могут быть найдены в интернете, хотя список совсем не полон. Хорошие люди в wuxiapedia пытались собрать группу переводов этих историй, хотя многие из этих переводов являются неполными.
Для тех, кому посчастливилось знать китайский язык на уровне достаточном, чтобы читать романы, — повезло гораздо больше; но кто знает, возможно через несколько лет, энтузиасты из wuxiapedia или какие-то другие поклонники жанра, представят западному миру этот причудливый и всегда интересный жанр беллетристики.